Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права РФ

Согласно устоявшейся международной практике, источники уголовно исполнительного права относятся к прерогативе лиц, управляющих государством. Международное право – это лишь направляющее звено в сфере пенитенциарной деятельности мирового сообщества. Каждое государство имеет возможность самостоятельно ратифицировать международные договора. Они могут быть интегрированы в правовую систему без изменений или лишь служить идеей для создания внутригосударственных законодательных актов. В данной статье будет рассмотрено понятие и виды источников уголовно исполнительного права.

Понятие источников УИП

конституция рф

В 71 и 72 статьях Конституции РФ сказано, что регулирование правопорядка и правосудие осуществляются на федеральном уровне. Из-за этого источники уголовно исполнительного законодательства и права достаточно часто ошибочно признаются едиными. На самом деле законы являются центральным источником УИП, но далеко не единственным.

Основная специфика законодательных актов, являющихся источниками УИП, заключается в следующем:

  • они принимаются на основе международных договоров;
  • любой вид подобных актов может быть принят только на федеральном уровне. Все прочие уровни управления государством не могут участвовать в процессе издания;
  • акты регулируют воплощения карательной функции. Они приводят в исполнение все виды наказаний.

В качестве источника уголовно исполнительного права может служить исключительно официальный документ, направленный на исполнение карательного механизма и регламентирующий основы обращения с осужденными за преступления лицами.

Основные нормы, регламентирующие отношения в этом сегменте собраны в кодифицированном акте, носящем название УИК РФ. Значительно меньшая часть норм находится в актах, принадлежащих к другим отраслям. Речь идет о гражданском и конституционном правах.

Характеристики источников УИП

международные договора и соглашения

Рассмотрев понятие источников уголовного законодательства и права нужно перейти к разбору их системы. Следует отметить, что источники УИП в РФ имеют строгую иерархию. Она выглядит следующим образом:

  • международные договора и соглашения. К наиболее известным из них нужно отнести акты ООН. Нужно сказать, что международные нормы правовой коллизии имеют превосходство над внутренними актами государства. Это указано в 3 статье УИК РФ;
  • Конституция РФ. Ей заданы общие направления всех государственных функций, в том числе и карательной. Помимо этого, она дает характеристику УИП и закрепляет гарантии соблюдения прав гражданина при исполнении наказания;
  • ФЗ, являющиеся наиболее распространенными источниками правовых норм во всех отраслях. Единственным отраслевым законом является УИК;
  • официальные документы, принятые верхней и нижней палатами парламента. Кроме законов Госдума и Совет Федерации решают срочные вопросы, например, связанные с финансированием ФСИН;

акты правительства и президента

  • акты Правительства и Президента. Они являются подзаконными и издаются с целью регулирования работы пенитенциарной системы. Особо следует выделить такие важные акты как амнистия и помилование, которые являются полномочиями Президента;
  • межведомственные и ведомственные акты, принятие которых обусловлено необходимостью регулировать текущую работу исправительных учреждений.

Некоторые теоретики утверждают, что в представленный выше список следует включить решения Верховного и Конституционного судов РФ. Основанием для этого может служить функция данных судебных органов, заключающаяся в толковании норм права, а также контроль над соответствием законов и подзаконных актов Конституции. Их оппоненты утверждают, что практика судов не может являться источником права. В частности, практика Верховного и Конституционного судов имеет значение для единообразного понимания норм судами прочих уровней.

Понятие и виды источников УИП в целом сдержаться в Конституции. Более подробно данный вопрос рассмотрен в комментариях к УИК и научных монографиях. В целом рассматриваемый вопрос не интересен широкой публики. Им занимаются теоретики и государственные служащие в чьи обязанности вход интерпретация и доработка существующих законов. В обычной жизни знание данной информации не способно принести пользы рядовому обывателю.

Оцените публикацию, это поможет нам стать лучше:
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий