Порядок рассмотрения сообщений о преступлении и сроки возбуждения дела по УПК РФ статья 144

Каждое заявление о противоправном деянии должно быть принято и рассмотрено компетентными в данном вопросе органами в срок, установленный действующим законодательством. Порядок рассмотрения содержит в себе ст 144 УПК РФ. Она будет детально рассмотрена в этой статье.

О чем гласит статья 144 УПК?

В статье 144 УПК РФ детально описан порядок рассмотрения сообщения о преступлении, совершенном или готовящемся, а именно:

  • сроки возбуждения производства;
  • сроки вынесения постановления о начале уголовного производства;
  • порядок действий должностного лица, которому поручено проверить полученное сообщение.

сообщение о преступлении

Описанный в статье порядок является обязательным. Его нарушение влечет за собой возможность признания, принятого должностным лицом решения неправомерным. Порядок обжалования решения должностного лица также содержится в рассматриваемой статье.

Основные положения

144 статья состоит из 9 частей. Характеристика первой части включает в себя пункты:

  1. Органы дознания и следствия обязаны принимать и проверять каждое сообщение о готовящемся или совершенном противоправном действии. Если в сообщении говорится о преступлении, которое относится к их подследственности, то они также обязаны принять решение по заявлению в течение установленного настоящим кодексом срока.
  2. По существующим правилам сроки возбуждения уголовного дела или отказа равны 72 часам с момента поступления сообщения.
  3. Осуществляя проверку полученного сообщения, должностные лица имеют право брать объяснения, получать образцы различных материалов для исследования, истребовать документы и предметы, предположительно способные выступать в качестве вещественных доказательств, изымать их в соответствии с порядком, предусмотренным УПК, назначать экспертизы, принимать непосредственное участие в их проведении, получать заключения экспертов, выполнять осмотр мест, бумаг, вещей, трупов, а также требовать проведение проверок.
  4. Помимо прочего, органы следствия и дознания имеют право привлекать к участию перечисленных действий различных специалистов и служащих МВД разного уровня.

Принимающим участие в производстве указанных действий, выполняемых при проверке сообщения о преступлении лицам, должны быть детально разъяснены их права и обязанности, которые предусмотрены настоящим кодексом. Обязанность соблюдения этих прав, в части проводимых процессуальных действий, возложена на должностное лицо, отвечающее за проверку сообщения о готовящемся или совершенном противоправном действии.

проверка сообщения о преступлении

В частности, это касается прав, затрагивающих интересы лиц, привлеченных к проведению проверки. Лицо вправе не давать показания против себя и близких родственников, пользоваться услугами защитника, подавать жалобы на действие или бездействие следователей и дознавателей.

В ряде случаев лицо, принимающее участие в проверке сообщения, может предупреждаться о недопустимости разглашения полученной им в ходе проведения процессуальных действий информации. При наличии необходимости безопасность участника проверки сообщения о противоправном действии может быть обеспечена в соответствии со статьей 166 настоящего кодекса.

Полученные в ходе проведения проверки данные могут быть использованы как материалы доказательной базы, при условии соблюдения 75 и 89 статей УПК. Если дело будет возбуждено, то потерпевшая сторона и защитник вправе потребовать проведения повторных изысканий касательно указанных доказательств. Подобное ходатайство не может быть отклонено.

Описание других частей статьи 144:

  • Проверка сообщения о противоправном действии, распространенного СМИ, производится по поручению прокурора. Редакция СМИ обязана передать в распоряжение следственного органа все имеющиеся материала, которые подтверждают сообщение. Передаче также подлежат данные субъекта, предоставившего СМИ указанную информацию. Исключением являются случаи, когда лицо поставило условие о передачи данных в анонимном порядке.
  • Мотивированное ходатайство следственного органа или дознавателя является основанием продления сроков вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или отказе в выполнении сего процессуального действия на 10 суток. Если имеется необходимость проведения проверок, экспертиз, ревизий, а также оперативно-розыскных мероприятий, то сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела могут быть продлены до 30 суток.
  • Заявившее лицо получает на руки документ о принятии сообщения. В этом документе содержатся данные о лице, принявшем заявление, а также дата и время.
  • Отказ в приеме заявления может быть обжалован путем обращения в прокуратуру или суд. Порядок обжалования регламентирован статьями 124 и 125 УПК РФ.
  • Заявления по делам частного обвинения рассматриваются судом в соответствии с положениями 318 статьи УПК РФ.
  • При поступлении сообщения о противоправных действиях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК, следователь перенаправляет полученную информацию в налоговый орган, который в свою очередь проводит камеральную проверку и оповещает следствие о ее результатах.

поступление сообщения о противоправных действиях

  • Результат рассмотрения материалов, направленных следственным органом в порядке, предусмотренном 7 частью данной статьи, должен быть сообщен в течение 15 суток. Налоговый орган может дать ответ 3 видов: имеет место нарушение налогового законодательства, в отношении лица ведется проверка, признаки преступления отсутствуют.
  • Уголовные дела по статьям 198-199.1 при наличии достаточных оснований возбуждаются после получения ответа из налогового органа, но не позже чем через 30 дней с момента поступления заявления.

Сообщение о преступлении УПК РФ поясняет отправной точкой в уголовном процессе, а его проверка (ст. 144 УПК РФ), это уже второй этап разбирательства, на котором принимается решение о возбуждении дела и начале преследования.

В каких случаях применимы положения ст. 144?

Положения рассматриваемой статьи УПК применимы во всех случаях, когда имело место получение повода к возбуждению дела, то есть:

  • имеется явка с повинной;
  • подано устное или письменное заявление о совершенном или готовящемся противоправном действии;
  • прокурор выделил материалы для проведения проверки;
  • представитель юстиции получил данные о преступлении из иных источников.

По закону проверка анонимных устных и письменных заявлений не осуществляется, так как такие сообщения не могут стать поводом. На практике все обстоит иначе. Если имело место получение анонимного сообщения о совершении тяжкого преступления, то оно, как правило, проверяется.

При этом анонимное заявление может стать поводом к возбуждению дела по факту сообщения заведомо ложной информации. В этом случае заявление выступает в качестве вещественного доказательства, и должностное лицо должно принять меры, направленные на сохранение различных улик, например, если речь идет о письменном сообщении, то на нем могли сохраниться отпечатки пальцев и иные следы.

Комментарии к статье

Наиболее существенные комментарии к рассматриваемой статье таковы:

  • Рассматриваемая статья регламентирует предварительную проверку сообщения о противоправном действии, относящегося к делам частного, частно-публичного и публичного обвинения.
  • Обязанность принимать, регистрировать и проверять сообщения, возложена на органы уголовного преследования, а именно дознание и следствие, а также руководителей этих структур. В то же время принять сообщение в ряде случаев имеет право любой сотрудник МВД, находящийся при исполнении.
  • Заявление должно быть принято независимо от вида противоправного действия, степени его тяжести, времени и места совершения. Если при проведении проверки выяснится, что противоправное действие не подследственно конкретному органу, то все материалы должны быть перенаправлены должностным лицам или структурам МВД, имеющим соответствующую компетенцию.
  • Любое сообщение о преступлении регистрируется соответствующим образом. Как правило, регистрация заключается в постановлении специального штампа с указанием регистрационного номера и даты поступления. Заявителю выдается талон.
  • Проверка заявления осуществляется с учетом правил, перечисленных в 87 статье УПК. Следователь или дознаватель не имеет права проводить проверку без регистрации сообщения.
  • Проверка должна быть завершена в течение 72 часов. По ее завершению должностное лицо может принять несколько решений: возбудить дело, отказать в возбуждении, перенаправить материалы дела в орган, имеющий соответствующую подследственность. В последнем случае срок исчисления 72 часов начинается заново.
  • Факт распространения СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела. Данное сообщение должно быть обнаружено представителем органа преследования и оформлено рапортом. Именно он считается поводом к возбуждению. Поводом может стать и постановление прокурора, обнаружившего подобную публикацию в СМИ.

анонимное заявление

Сроки предварительно проверки могут быть увеличены, если имеются мотивированные обоснования того, что за 72 часа невозможно провести все требуемые действия.

  • Продление срока до 30 суток допустимо лишь в случае наличия данных, которые подтверждают необходимость проведения проверок, ревизий и различных исследований. Необоснованное продление срока приводит к подмене стадии возбуждения дела и предварительного расследования, что недопустимо. Если сроки проверки истекли, но признаки преступления не выявлены, то дело должно быть возбуждено на основании наличия вероятных данных. Несвоевременно принятое решение по вопросу возбуждения дела приводит к сокрытию преступного действия от учета.
  • Следователь или дознаватель имеет право отказаться от принятия дела к своему производству лишь в случае, если речь идет о частном обвинении.
  • Заявления подаются в суд, но это не значит, что заявитель не имеет права обратиться в полицию. Дело в том, что заявитель или его представитель могут неверно определить квалификацию преступления. В свою очередь следователь или дознаватель не принимает дело к своему производству, а направляет в органы мирового судейства.

Наличие огромного количества информации в ст. 144 является причиной того, что к ней регулярно появляются новые комментарии. В частности, на этом сказывается редакция самой статьи и смежных норм.

Юридическая практика

Положения рассматриваемой статьи применимы ко всем случаям. Таким образом существует масса примеров применения данной нормы на практике. Вот лишь некоторые из них:

  1. 15.03.2017 следователь Н. зарегистрировал заявление о совершении хищения с крупного склада бытовой техники. Суть дела заключалась в том, что имелись следы проникновения в него и вывоза товара. Представители потерпевшей стороны не смогли точно сказать: было ли что-то похищено без проведения ревизии или нет. Таким образом срок принятия решения был продлен до 10 суток.
  2. 19.04.2017 дознаватель И. принял заявление, в котором сообщалось о нанесении гражданину М. телесных повреждений в результате драки. После проведения проверки было установлено, что повреждения имеют легкую степень тяжести. Таким образом дело относится к сектору частных обвинений.
  3. 08.11.2017 в одной из газет было сообщено об умышленном поджоге строения, расположенного на дачном участке. Сотрудник полиции К. составил рапорт, который стал основанием для проведения проверки и последующего возбуждения дела.

юридическая практика

Чаще всего поводом становится заявление. Такие сообщения проверяются максимально тщательно.

Какие решения могут быть приняты?

Существует несколько возможных вариантов:

  • возбуждается дело;
  • формируется отказ в возбуждении по причине отсутствия признаков противоправного действия;
  • заявление и наработанные материалы перенаправляются в орган с соответствующей подследственностью;
  • продляется срок принятия решения по заявлению сроком от 3 до 30 дней.

Согласно статистике, наиболее распространенным является первый вариант.

Почему решение по сообщению должно быть принято в кратчайшие сроки?

Законодатель не зря установил срок 72 часа. Если его продлять, то преступник успеет «замести следы» или совершит запланированное.

Практика продления сроков проверки не приветствуется. Регулярное продление сроков может стать предметом интереса контролирующих органов к представителю органов уголовного преследования.

Оцените публикацию, это поможет нам стать лучше:
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: