Полномочия органов дознания в уголовном процессе по УПК РФ статья 40

Участниками уголовного процесса являются: суд, сотрудник прокуратуры, следователь, дознаватель, начальник дознания, потерпевший, частный обвинитель, истец, представители потерпевшего, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, законные представители подозреваемого или обвиняемого, защитник, ответчик, а также иные лица, не выступающие на одной из сторон, и являющиеся источниками доказательной информации. Каждый участник уголовного судопроизводства имеет процессуальные права и обязанности. В этой статье будут рассмотрены органы дознания в уголовном процессе. Их полномочия и аспекты деятельности регулирует ст 40 УПК РФ.

О чем говорится в статье 40 УПК РФ?

В 40 статье УПК РФ 3 части:

  • в первой перечислены органы, относящиеся к дознанию;
  • во второй полномочия органов дознания в уголовном процессе;
  • в третьей перечислены лица, на которых в особых случаях возлагаются полномочия и обязанности органов дознания.

участники уголовного процесса

Чтобы понять основные виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознания в уголовном судопроизводстве и их отличия от схожего по функциям и полномочиям следствия, необходимо рассмотреть 40 статью УПК РФ и комментарии к ней более детально.

Основные положения

Органы дознания в УПК определены как полноправный участник уголовного судопроизводства, имеющий ряд полномочий.

К таким органам согласно действующему законодательству отнесены:

  • органы внутренних дел РФ, входящие в них территориальные управления и представители исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями;
  • органы ФССП;
  • начальники военной полиции ВС РФ, руководители ВЧ, соединений, учреждений и гарнизонов;
  • органы ГПН ФПС.

Органами дознания в уголовном процессе осуществляются следующие функции:

  • дознание по делам, не требующим предварительного следствия;
  • следственные мероприятия по делам, требующим предварительного следствия.

Возбуждение уголовных дел и проведение следственных действий также может быть возложено на целый ряд лиц, не имеющих отношения к правоохранительным органам: капитанов судов, руководителей геологических экспедиций и зимовок, глав дипмиссий и консульств РФ.

Эти лица наделяются такими полномочиями в случае совершения противоправного действия по месту их нахождения и при условии недоступности органов дознания.

Роль дознания в уголовном судопроизводстве

Орган дознания является обязательным участником уголовного процесса. Исключением выступают дела частного обвинения. Дознаватели уполномочены проводить предварительное следствие более чем по 60 статьям УК РФ. Дознаватель вправе самостоятельно выполнять следственные и прочие процессуальные действия за исключением случаев, когда на это требуется санкция начальника дознания, сотрудника прокурора или решение суда.

дознание в уголовном судопроизводстве

Недопустимым предстает возложение полномочий по выполнению дознания на лицо, участвовавшее в оперативно-розыскных мероприятиях. Полученные в ходе выполнения этих мероприятий сведения способны повлиять на оценку имеющихся данных. Дознаватель обязан выполнить самоотвод, если он являлся участником указанных мероприятий.

Комментарии к статье 40 УПК

Главным признаком, характеризующим органы дознания, являются полномочия по выполнению оперативно-розыскных мероприятий, под которыми понимается осуществление специальных, не процессуальных действий, имеющих разведывательную сущность. Целью этих мероприятий выступает получение информации о противоправном действии, совершившем его лице, а также источниках доказательств.

В ходе выполнения служебных обязанностей представитель дознания имеет право:

  • проводить опросы граждан;
  • наводить справки об интересных ему с точки зрения расследуемого правонарушения событиях или людях;
  • собирать материалы для их дальнейшего направления на экспертизу;
  • выполнять проверочные и контрольные закупки;
  • исследовать предметы и документы;
  • вести наблюдение за лицом или местом;
  • обследовать здания, сооружения, ТС и участки открытой местности;
  • контролировать почтовые и курьерские отправления, а также прочие сообщения;
  • прослушивать телефоны подозреваемых;
  • снимать информацию с каналов связи;
  • проводить оперативное внедрение;
  • проводить оперативные эксперименты.

Правом проведения перечисленных мероприятий наделены оперативные подразделения следующих государственных структур:

  1. ОВД.
  2. ФСБ.
  3. Федеральная государственная охрана.
  4. Таможенная служба.
  5. СВР.
  6. ФСИН.
  7. ФСКН.

оперативные подразделения

В то же время СВР и органы государственной охраны не могут брать на себя функции дознания и не имеют полномочий, позволяющих возбуждать дела. В 151 статье УПК РФ, определяющей подследственность, они вообще не упомянуты. Исходя из этого теоретики права сделали вывод о том, что перечень структур ведущих оперативно-розыскную деятельность и круг органов дознания не совпадают, что является ошибкой законодателя.

Кроме того, определение дознания, как органа выполняющего оперативно-розыскную деятельность, некорректно. В истории рассматриваемого органа этот признак был решающим, но со временем все изменилось, а определение осталось прежним. Изначально под дознанием понималось расследование любых преступлений, проводимое путем применения оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных средств, при негласном главенстве первых. Материалы, полученные в процессе дознания передавались следствию.

Современное дознание – это орган, оперирующий процессуальными инструментами и специализирующийся на расследовании мелких преступлений, которые будут перечислены по ходу статьи. Таким образом оперативно-розыскная деятельность не имеет отношения к работе дознавателя, но является его должностной обязанностью согласно закону. В частности, именно поэтому обывателю трудно понять место дознания в судопроизводстве.

Положения закона и должностные инструкции дознавателя противоречат друг другу. Разобраться в путанице поможет информация, представленная ниже, а именно сфера деятельности современных дознавателей и их отличия от схожих по полномочиям органов следствия.

Процессуальная практика

При рассмотрении примеров работы органов дознания следует учитывать тот факт, что они специализируются на проведении предварительного следствия лишь по ряду преступлений, максимально наказание за которые, как правило, не превышают 5 лет.

В качестве примера работы органов дознания можно привести следующие случаи:

  • 08.02.2018 гражданин А. обратился в полицию с заявлением о причинении ему побоев гражданином М. Проведенное освидетельствование указало на тот факт, что побои имеют среднюю тяжесть. Таким образом было возбуждено дело по статье 112 УК РФ. Согласно статье 151 УПК, это подследственность дознания.
  • 13.10.2017 в дежурную часть поступил телефонный звонок. Звонивший сообщил о якобы заложенной в здании магазина бомбе. Сообщение было проверено, но не нашло подтверждений. Дознавателем С. было возбуждено дело.
  • 25.11.2016 в дежурную часть поступило сообщение из больницы о нахождении у них гражданина Н., получившего тяжкие телесные повреждения. Проведенные доследственного мероприятия указали на факт их причинения гражданином А. по неосторожности. Налицо состав преступления, предусмотренного 118 статьей УК РФ. Это подследственность дознания, поэтому дело было возбуждено дознавателем.

уголовные дела

Уголовные дела по всем вышеперечисленным случаям могли быть возбуждены и следователями. Это и их подследственность тоже. Прием материалов к производству чаще определяет не только статья 151 УПК РФ, но и загруженность органов следствия и дознания в конкретном отделе полиции.

Какие дела расследуют дознаватели?

Согласно 151 статье УПК дознаватели имеют право принимать к своему производству материалы по следующим преступлениям:

  • причинение вреда здоровью средней тяжести, причинение незначительного вреда здоровью, неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью;
  • побои, истязания, угроза убийством;
  • заражение венерическим заболеванием, заражение ВИЧ-инфекцией;
  • незаконное искусственное прерывание беременности;
  • оставление в опасности, незаконное лишение свободы;
  • клевета, оскорбление личности;
  • вовлечение несовершеннолетних лиц в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетних в совершение действий антиобщественной направленности;
  • подмена детей, усыновление или удочерение с нарушением установленной процедуры, разглашение тайны усыновления или удочерения;
  • несоблюдение обязанностей по воспитанию ребенка, неуплата алиментов;
  • кража, мошеннические действия, присвоение или растрата бюджетных средств, грабеж, вымогательство денег и прочих материальных ценностей;
  • причинение материального вреда путем злоупотребления доверием или обмана, неправомерное завладения ТС без цели угона, умышленное повреждение или уничтожение имущества, повреждение или уничтожение имущества по неосторожности;
  • регистрация незаконных сделок с недвижимостью, незаконное предпринимательство, приобретение и сбыт краденого имущества;
  • злостное уклонение от погашения кредитной задолженности, незаконное использование брендов, торговых марок и пр., несоблюдение правил производства и применения гос. пробирных клейм, контрабанда;
  • уклонение от уплаты таможенных пошлин физическими и юридическими лицами, превышение полномочий ЧОП и детективами;
  • заведомо ложное сообщение о теракте, хулиганство, вандализм;
  • несоблюдение правил учета, хранения, транспортировки и применения взрывчатых веществ;
  • нарушение требований ППБ;
  • противозаконная работа с ядерными и радиоактивными материалами, кража или вымогательство ядерных и радиоактивных материалов;

незаконное обращение оружия

  • незаконное обращение оружия и боеприпасов, незаконное изготовление оружия, нарушение правил хранения оружия;
  • незаконное обращение наркотических и психотропных веществ, несоблюдение правил оборота наркотических и психотропных средств, склонение к приему наркотиков, незаконное выращивание растений, содержащих наркотические вещества, организация или содержание наркоманских притонов;
  • противоправная выписка рецептов, позволяющих прибрести наркотические или психотропные вещества, противозаконный оборот сильнодействующих ядов;
  • принуждение к занятию проституцией, организация занятием проституцией, незаконное изготовление и оборот материалов порнографического типа;
  • уничтожение или причинение вреда культурному наследию РФ;
  • надругательство над трупами и захоронениями, жестокое обращение с животными;
  • загрязнение водоемов, загрязнение атмосферы, загрязнение морей и океанов;
  • порча земли, незаконная добыча биологических ресурсов, несоблюдение правил охраны водных биологических ресурсов;
  • охота без лицензии или с нарушением правил, установленных на законодательном уровне, незаконная вырубка деревьев, уничтожение или повреждение лесных массивов, нарушение режима на охраняемых природных территориях;
  • некачественный ремонт ТС, нарушение правил безопасности работы ТС;
  • учинение препятствий в работе органов предварительного следствия и суда, неуважение к суду, разглашение сведений о мерах, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства;
  • незаконное использование имущества, находящегося на ответственном хранении, побег из-под стражи, неисполнение судебного приговора, оскорбления представителя власти;

незаконное пересечение границы

  • незаконное пересечение границы РФ, организация нелегальной миграции, противоправное изменение государственной границы РФ;
  • покупка или продажа официальных бумаг и наград, похищение или причинение вреда документам, штампам и печатям;
  • подделка или уничтожение номера ТС, надругательство над государственным гербом или флагом РФ, самоуправство.

Дознание по другим уголовным делам возможно лишь при наличии соответствующего постановления прокурора.

Основные отличия органов дознания от следствия

Изучив представленную информацию можно выявить основные отличия между следствием и дознанием:

  • следователь и дознаватель занимаются делами различных категорий;
  • следователь имеет право поручать дознавателю выполнение ряда трудоемких действий по делам из списка выше;
  • дознаватель не имеет право заниматься делом подследственным следователю, но обратное возможно;
  • следователь имеет большую самостоятельность в возбуждении и ведении дела;
  • следователь имеет право самостоятельно возбуждать, приостанавливать и закрывать уголовные дела, дознаватель таких полномочий не имеет.

Орган дознания занимается не только уголовными делами малой и средней тяжести, но и административными правонарушениями.

Оцените публикацию, это поможет нам стать лучше:
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: