Особенности допроса несовершеннолетних по уголовным делам

Достаточно часто в юридической практике приходиться осуществлять допрос несовершеннолетнего подозреваемого. Дознание этого типа имеет ряд особенностей и отличий в сравнение с допросом взрослого подозреваемого или свидетеля. Допрос несовершеннолетнего свидетеля по УПК РФ регламентируется ст. 191 УПК. Статья содержит ряд рекомендаций и ограничений, которые должны быть соблюдены при дознании, если дело касается лиц, не достигших восемнадцати лет.

Характерные особенности допроса несовершеннолетнего

допрос несовершеннолетнего

Допрос несовершеннолетнего по УПК РФ имеет свою специфику, и в первую очередь, она заключается в том, что у не совершеннолетнего меньший, чем у взрослых объем знаний и жизненного опыта. Он может неправильно понимать или истолковывать происходящие события, у детей низкая способность к сосредоточенному вниманию, они могут постоянно на что-то отвлекаться. Если речь идет о детях младшего возраста, то требуется отметить их внушаемость, они склонны реально воспринимать воображаемое, а также судить о ситуации на основании своих эмоций, не опираясь на реальные факты.

Согласно ст. 191 УПК РФ допрос несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля или обоняемого не может продолжаться больше двух часов без перерыва. В общей сложности, согласно ст.191 УПК РФ допрашивать подростка нельзя дольше 4 часов. Если продолжительность процедуры будет больше, адвокат вправе хлопотать о признания протокола недействительным.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого проводиться в присутствии адвоката, который по завершению дознания может ознакомиться с протоколом допроса и сделать замечания по поводу правильности его проведения. Следователь при этом, обязан внести замечания адвоката в протокол. Если допрашивается несовершеннолетний, на дознании должен обязательно присутствовать педагог или психолог. Подросток достаточно сложно переживает психологически процедуру допроса, и педагог должен проследить за тем, чтобы ребенок не боялся, не нервничал, и не получил эмоциональную травму.

При допросе подозреваемого, не достигшего совершеннолетия, важно побудить его к пониманию серьезности ситуации и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Следователь, вместе с психологом, должен создать условия, в которых подросток сможет успокоиться, не бояться разоблачения со стороны родителей, а также попытаться наладить с ним психологический контакт, вызвав у него доверие.

Присутствие родителей при беседе с обвиняемым, нежелательно, так как подросток начинает стыдиться своих действий, замыкается и вовсе отказывается говорить. В случае с дознания свидетеля с психическими или умственными отклонениями, родители все же могут быть допущены.

Последовательность действий

вызоа на допрос

Следователь, перед тем как вызвать ребенка на беседу, должен собрать о нем хотя бы минимальный объем информации. Для этого, он может поговорить с его соседями, друзьями, учителями и родственниками. Составив психологический портрет малолетнего преступника или свидетеля, можно правильно подобрать тактику допроса и получить ответы на все нужные вопросы.

Согласно нормам УПК далее происходит вызов на допрос, извещают об этом, как правило, через законных родителей или опекунов, но если у следователя есть предположения, что родные причастны к совершению преступного деяния, он может выбрать другой способы вызова на дознание. К примеру, следователь может приехать в учебное заведение и поговорить с малолетним обвиняемым или потерпевшим там. Привод в следственную часть осуществляют редко, ведь в комнате дознания, подросток закрывается и, находясь в панике, вообще ничего не скажет. Соответственно, ни о каком психологическом контакте, речи быть не может.

Первая беседа очень важна, ведь ребенок пока не подготовлен взрослыми, то есть адвокат и мама с папой, пока не успели ему ничего внушить, и не научили говорить то, что нужно. Следствие, как правило, именно на основании первой беседы, способно выдвигать обвинения и делать выводы об остальных причастных к правонарушению. Перед началом, следует объяснить субъекту дознания, что его ждет за ложные показания.

Ни в коем случае, нельзя изначально подростка в чем-то обвинять, начинать беседу целесообразно с общих вопросов, к примеру, об условиях его жизни, учебе, круге интересов и его увлечениях. Подросток, ошибочно полагая, что эта информация как-то связана непосредственно с делом, будет охотно на них давать ответы, а потом и не опомниться, как так же активно начнет отвечать на вопросы, действительно важные для следствия. После выяснения необходимых данных, следователь может разъяснить подростку, в чем именно его подозревают, и дать ему возможность высказать свое мнение по поводу этого подозрения.

Все вопросы нужно выстраивать коротко и четко, чтобы в них не было двусмысленности, и подросток их понимал без разъяснения. В задаваемых вопросах не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать или натолкнуть на какой-то ответ. Если в ходе допроса несовершеннолетний решил во всем признаться и рассказать детали происшествия, следователь должен уделить должное внимание каждой мелочи. Все факты работник следствия должен детализировать в протоколе.

Особенность допроса несовершеннолетнего в том, что ребенок в желании быстрее уйти от беседы, может придумывать факты. Все данные полученные в ходе разговора, должны быть проверены, ведь если субъект действительно говорит правду, они помогут выяснить дополнительные сведения о правонарушении, к примеру, позволят найти орудие преступления, новых свидетелей или похищенное имущество.

После завершения допроса вся информация фиксируется, и протокол пришивают к делу, а допрашиваемого отпускают домой.

Тактические приемы в дознании подростков

допрос несовершеннолетнего подозреваемого

Порядок действий следователя в большей степени координируется тактикой, которую он выбирает для допроса. Как правило, в дознании подростков работники правоохранительных органов используют элемент внезапности. Изначально процесс выглядит, как беседа, в которой следователь ничего не знает, и полностью доверяет обвиняемому. В какой-то момент, он демонстрирует хорошую осведомленность о событиях, и называет факт, который может быть известен только преступнику. Подросток не умеет, как взрослый, адекватно воспринимать подобную информацию, и если он виновен, то сразу начнет нервничать, путаться в показаниях или вовсе начнет оправдываться.

Уголовный Кодекс вмещает норму об алиби, которая служит веским доказательством не виновности. Если следователь будет задавать конкретные вопросы, которые содержат точные временные промежутки и события, подозреваемый может путаться, и это в последствии опровергнет ссылку защиты на алиби. Несовершеннолетние подозреваемые, в отличие от взрослых, не готовятся к допросу, и не способны обмануть следователя, запомнив несколько нужных конкретизирующих фактов.

В ходе допроса, очень важно установить роль взрослых в совершенном преступлении. Иногда, даже если ребенок сознается в совершении правонарушения, он может путаться в показаниях, следователь должен выяснить, почему это происходит. Некоторые данные могут быть известны ребенку не с места события, а из других источников. Очень важно объяснить подозреваемому несовершеннолетнему, последствия его действия для общественности, и ее отношения к подобным деяниям. Также нужно отметить в беседе, что сотрудничество со следствием позволит смягчить его вину и уменьшит положенный ему срок, что гарантирует конкретная статья за правонарушение им совершенное.

При допросе подростков действует статья Конституции 51, согласно которой, никто не обязан свидетельствовать против себя и своих родственников, поэтому, допрашиваемый может отказаться от дачи показаний на законных основаниях. Также в процессе дознания, несовершеннолетний может подавать жалобы на действия следователя и ходатайствовать об его отводе.

Оцените публикацию, это поможет нам стать лучше:
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий